Читать стихотворение Воспоминание о детстве
Однообразно и печально Шли годы детства моего: Я помню дом наш деревянный, Кусты сирени вкруг него, Подъезд, три комнаты простые С балконом на широкий двор, Портретов рамы золотые, Разнохарактерный узор Причудливых изображений На белом фоне потолков — Счастливый плод воображенья Оригинальных маляров, Лампадку перед образами, Большой диван и круглый стол, На нем часы, стакан с цветами, Под ним узорчатый ковер… С каким восторгом я встречал Час утра летнею порою, Когда над сонною землею Восток безоблачный пылал И золотистыми волнами, Под дуновеньем ветерка, Над полосатыми полями Паров вставали облака! С какой-то тайною отрадой Глядел я на лазурь небес, На даль туманную и лес С его приветливой прохладой, На цепь курганов и холмов, На блеск и тень волнистой нивы, На тихо спящие заливы В зеленых рамах берегов. Дитя степей, дитя свободы, В пустыне рос я сиротой, И для меня язык природы Одной был радостью святой… Зато как скучен я бывал, Когда сырой туман осенний Поля и дальние деревни, Как дым свинцовый, одевал, Когда деревья обнажались И лился дождь по целым дням, Когда в наш дом по вечерам Соседи шумные сбирались, Бранили вечный свой досуг, Однообразный и ленивый, А самовар, как верный друг, Их споры слушал молчаливо И пар струистый выпускал Иль вдруг на их рассказ бессвязный Какой-то музыкою странной, Как собеседник, отвечал… В ту пору, скукою томимый, От шума их я уходил И ночь за книгою любимой, Забытый всеми, проводил, Иль слушал няни устарелой О блеске чудных царств и гор Одушевленный разговор Во мраке залы опустелой.
План анализа стихотворения Воспоминание о детстве
Напишите пару слов о личности автора стихотворения
Напишите доминирующие направления его поэзии, укажите факты биографии автора связанные с сюжетом произведения анализ которого вы производите. Определите место стихотворения в творчестве поэта. Укажите дату написания стихотворения.Определите жанр
- Эпитафия — посмертное;
- эпиграмма — сатирический портрет;
- элегия — грустное стихотворение чаще всего о любви;
- послание, поэма, баллада, роман в стихах;
- песня, сонет, ода, лирическое стихотворение;
Выделите ведущую тему стихотворения
- Любовная лирика — стихотворение о любви и чувствах.
- Пейзаж — описывается красота природы.
- Философия — автор рассуждает о смысле всего сущего и категориях бытия.
- Общественно-политическая — стихотворение посвящено социально значимым проблемам.
Определите сюжет
В стихотворении есть выраженный сюжет, если автор описывает образы событий (укажите какие именно события); без выраженного сюжета — автор описывает только образы чувств (какие именно чувства).Раскройте тему стихотворения
Для этого можно попробовать разделить стихотворение на смысловые блоки и проследить развитие темы произведения и изменения его характера в каждом отдельно взятом блоке. Укажите с какой целью его написал автор, предположите какое у автора в этот момент было настроение, какие автор переживал эмоции в процессе написания произведения, какие ощущения и ассоциации вызывает это стихотворение у вас. Приведите примеры схожих произведений автора. Выделите проблематику стихотворения, задавая вопросы к тексту и подтексту произведения, зачастую проблематика скрыта в подтексте произведения но иногда и указана напрямую. После того как мы уже провели часть анализа мы можем перейти к художественным средствам, с помощью которых автор создал образы в произведении.Выявим организацию поэтической речи. «Размер стихотворения»:
- Ямб 4х стопный (_ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ — ударение на каждом втором слоге)
- Хорей 3х стопный (‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _)
- Дактиль (‘_ _ _ )
- Амфибрахий (_ _’ _)
- Анапест (_ _ _’) и т.д.
Определим какую рифму использовал автор
- абаб — перекрестная (рифмуются четные и нечетные строки);
- аабб — парная (рифмуются 2 строки подряд);
- абба — кольцевая (рифмуется 1 и 4 строка, а также 2 и 3-я).
Проведем анализ лексики
Для этого выделим из текста произведения специальные изобразительные средства:- аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
- эпитеты — художественное определение или определение при слове, влияющее на его выразительность.
- ирония — скрытая насмешка или троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.
- гипербола — художественное преувеличение;
- литота — художественное преуменьшение;
- метафора — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
- олицетворение — троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.
- сравнение — процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух объектов.
Проведем анализ синтаксиса
Выявим специальные синтаксические средства — стилистические фигуры:- повторение
- инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
- — умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель должен домать ее сам.
- риторический вопрос — риторическая фигура, представляющая собой не ответ на вопрос, а утверждение. Это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности.
- риторическое обращение — стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения
- риторическое восклицание — приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п.
Анализ фонетического строя речи или поэтической фонетики:
- аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность;
- ассонанс — повторение гласных звуков;
- анафора — единоначатие, стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале ряда фраз или строф;
- эпифора — противоположность анафоры — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.