Вечер на Оке Заболоцкий Н.

Вечер на Оке Анализ стихотворения

Очень интересно стихотворение Н. Заболоцкого «Вечер на Оке» . Оно привлекло мое внимание уже самим названием. Я поняла, что речь пойдет именно о красоте природы . Я люблю бывать на природе летними вечерами, ведь вечер – самое интересное время суток, когда природа отдыхает от дневных трудов, когда солнце, опускаясь за горизонт, делает мир особенно загадочным, когда на небе – целая палитра красок… Во вступительной части стихотворения говорится о том, насколько красив и разнообразен пейзаж, вот только красота эта «открыта не для каждого, и даже не каждому художнику видна» . Лексический повтор концентрирует внимание читателя на идее произведения: лишь тому природа подарит «подлинную радость» и счастье, кто способен понять её, почувствовать свое духовное родство с ней, став на какой-то момент не просто художником, а творцом: поэтом, скульптором, музыкантом, живописцем… Композиция астрофическая, но я бы выделила четыре смысловые части. За вводным предложением следует второе четверостишие, микротема которого – «утренняя природа» . Волшебству, колдовским чарам пока ещё не пришло время: природа обременена «трудом лесов, заботами полей» (образ природы-труженицы создан здесь с помощью олицетворения) . Она «смотрит с неохотой» на людей, которые в своих повседневных заботах, не замечают красоты окружающего мира, о чем и говорит эпитет «не очарованных» (не очарованных людей) . За день нужно многое сделать, всюду успеть… Что ж, это закономерно и неизбежно. Главное, суметь остановиться, отрешиться от всех проблем и забот, дать увлечь себя в мир сказки, снова стать ребенком, которого завораживают чудеса… В третьей части (микротема – «преображение природы» ) речь идет о том, как оживает, возрождается в лучах заката природа. Метафора «обыденности плотная завеса» , «грудь реки приникнет к небосводу» , «из белых башен облачного мира сойдет огонь» , олицетворение «вздохнут леса» , сравнения «как будто под руками ювелира» , «как бы сквозь прозрачное стекло» , эпитеты «влажно и светло» , оксюморон «в нежном… огне» переносят читателя в особый мир, который имеет власть над тобой, манит и околдовывает… В заключительной части автор подводит итог сказанному ранее:
  1. Горит весь мир, прозрачен и духовен,
  2. Теперь-то он поистине хорош,
  3. И ты, ликуя, множество диковин
  4. В его живых чертах распознаешь.
Люди могут измениться вместе с миром: гипербола «горит весь мир» , эпитеты «прозрачен и духовен» , метафора «в живых чертах» показывают, что это уже совсем не та природа, которая была представлена нам в начале стихотворения, да ведь и люди «множество диковин» , ликуя, распознают в чертах обновленного мира. Так вот оно, счастье! Это стихотворение – это не просто описание красоты природы, а философское размышление о смысле жизни, о счастье, о духовности, о любви.

Подробный анализ стихотворения «Вечер на Оке»

  1. В очарованье русского пейзажа
  2. Есть подлинная радость, но она
  3. Открыта не для каждого и даже
  4. Не каждому художнику видна.
В этой строфе нет нарочито поэтических слов и выражений, но выражается мысль о том, что очарованье русского пейзажа доступно не каждому человеку. Размер стихотворения: 5-стопный ямб, с пиррихиями. Рифма перекрестная. Аллитерация в двух первых строках:
  1. С утра обремененная работой,
  2. Трудом лесов, заботами полей,
  3. Природа смотрит как бы с неохотой
  4. На нас, неочарованных людей.
Поэт показывает нам человека, не обремененного работой, который не обращает внимания на природу, которая работает, трудится: разворачивает новые листья на деревьях, выгоняет травы, создает плоды. Природа занята ежедневной, обыденной, не видной человеческому глазу работой, она как цельное существо со своим разумом и самосознанием не хочет замечать «нас, неочарованных людей», не подверженных ее чарам; вышедших из ее лона, но порвавших с нею связь.
  1. И лишь когда за темной чащей леса
  2. Вечерний луч таинственно блеснет,
  3. Обыденности плотная завеса
  4. С ее красот мгновенно упадет.
С наступлением вечера природа словно приоткрывает свою тайну, помогает ему проникнуть в чудо. В строфе появляются не только определения, но именно эпитеты. Ощущение тайны передается и с помощью звукописи.
  1. Вздохнут леса, опущенные в воду,
  2. И, как бы сквозь прозрачное стекло,
  3. Вся грудь реки приникнет к небосводу
  4. И загорится влажно и светло.
С помощью олицетворений автор «оживляет» природу, но он не очеловечивает её: напротив, мы чувствуем, что это человек приближается к природе, к её постижению; что лесам свойственно вздыхать, опускаясь в воду, а реке – приникать грудью к небосводу. Вся строфа представляет собой развернутую метафору, включающую в себя сравнение и сплавленную с олицетворением: по существу речь идёт об отражении деревьев и закатного неба в воде, но поэт как бы переворачивает картину, и мы с естественного языка образов с трудом переводим на язык рациональности. В первой строке настроение создаётся повторением гласных [о] и [у], во второй строке «работает» согласный звук [к], создавая ощущение твёрдой преграды, препятствия. Затем чувства словно прорываются через эту преграду, наполняются звучанием, сонорностью: «грудь реки приникнет». В конце третьей и в четвертой строке появляется звучный [в] и его сочетания с сонорным [л], передающее ощущение насыщенности и силы. Вернемся к первой строфе и сравним ее изобразительную скупость с богатством четвертой строфы. Мысль, заложенная в начале, ярко и стремительно разворачивается в образах. Художественная форма наполнена глубоким смыслом.
  1. Из белых башен облачного мира
  2. Сойдет огонь, и в нежном том огне,
  3. Как будто под руками ювелира,
  4. Сквозные тени лягут в глубине.
Небо превращается в таинственный мир, где облака – белые башни, из которых нисходит на землю закатный свет – нежный огонь (развернутая метафора). Аллитерация создает ощущение пластичности первой строки. Во второй строке «работает» звук [o]. Природа рисует не на поверхности, а в глубине реки тончайшие картины, создаёт yзopы с точностью и изяществом ювелира, тем самым поверхность реки уподобляется драгоценному камню: одно сравнение вызывает сложный ассоциативный ряд. На память приходят драгоценные геммы с изящными изображениями, проступающими словно бы из глубины камня.
  1. И чем ясней становятся детали
  2. Предметов, расположенных вокруг,
  3. Тем необъятней делаются дали
  4. Речных лугов, затонов и излук.
Мы привыкли к тому, что деталь противопоставлена широте. Так, например, фотографируя крупно какой-нибудь цветок, мы знаем: то, что на заднем плане, выйдет несколько размыто. С другой стороны, если мы будем фотографировать панораму, то детали не будут видны с ясностью и точностью. Начало шестой строфы – «И чем ясней становятся детали…» – словно готовит нас к этому противопоставлению, в том числе и своей «непоэтической, научной лексикой («детали», «предметы»), но всё оказывается иначе: дали делаются необъятными, то есть более глубокими; не размытыми, а тоже более четкими.
  1. Горит весь мир, прозрачен и духовен,
  2. Теперь-то он поистине хорош,
  3. И ты, ликуя, множество диковин
  4. В его живых чертах распознаешь.
В творчестве зрелого Заболоцкого природа одухотворена изначально, и человек, находясь с природой в сложных отношениях, может приобщиться к её высокой духовности, неразрывно связанной с рождением новой жизни. В последней строфе стихотворения звучит торжественная, ликующая мелодия мира. Человек – не существо, которое пытается навязать бездушной природе свои житейские категории. Человек, пытающийся познать природу, насыщенную и одухотворенную в своем постоянном творении жизни, человек, ощущающий своё неразрывное единство с ней, – вот образ, которым заряжена поэзия Заболоцкого. Мы видим, что Заболоцкий начинает стихотворение с мысли, которая разворачивается в образ. Образ расширяется до мелодии, заполняющей душу человека. В этом стихотворении ярко выражена формула поэтического творчества Заболоцкого: мысль – образ – музыка. Музыка – не выражение душевных тайн личности, но гармония всеобщей жизни («Жизнь потоком светящейся пыли…», «Горит весь мир, прозрачен и духовен…»).
ОБНОВЛЕНИЕ
Строфа «В очарованье русского пейзажа» — это описание природы России, которая может принести подлинную радость только тем, кто способен видеть ее красоту. Автор показывает, что природа непринужденно смотрит на занятых людей своими заботами и трудами. Однако когда наступает вечер и свет солнца начинает погасать, природа оживает и раскрывает свою красоту. В этот момент леса и реки оживают, как будто они вздыхают и загораются. Свет от облаков освещает природу, и даже самые дальние и мелкие детали становятся ясными. Автор использует образы, чтобы передать красоту и притягательность природы России. Он описывает, как природа «горит», «загорается влажно и светло», «вздыхает», «лягут сквозные тени», «делаются дали речных лугов, затонов и излук необъятными». В последней строфе автор подчеркивает, что мир становится прозрачным и духовным, что в свою очередь позволяет человеку распознать множество диковин и тайн, скрытых в его живых чертах. Таким образом, стихотворение «В очарованье русского пейзажа» передает прекрасную красоту русской природы и показывает, как важно находить время и возможность остановиться и наслаждаться ее красотой, что может быть трудно в суете повседневной жизни.
ОБНОВЛЕНИЕ
Во второй строфе стихотворения поэт говорит о том, что природа не всегда доступна для нас, людей, которые заняты своими делами и заботами. Однако в русском пейзаже есть неподдельная радость, которая может быть постигнута только теми, кто способен заметить красоту природы. Далее автор описывает момент, когда заключенные в обыденность люди внезапно осознают красоту природы. Когда солнечный луч пробивается сквозь густую листву деревьев и освещает окружающий мир, то обыденность мгновенно исчезает, и природа раскрывается во всей своей красоте. Далее поэт использует метафоры, чтобы передать красоту момента. Леса вздыхают, река загорается влажно и светло, и тени ложатся на дно реки. Красота природы так велика, что чем более ясно становятся детали предметов, расположенных вокруг, тем более необъятными делаются дали речных лугов, затонов и излук. В заключительной строфе поэт говорит о том, что весь мир горит прозрачным и духовным огнем, который делает его поистине хорошим. В этом состоянии мы можем распознать множество диковин и загадочных черт в живой природе. Таким образом, стихотворение передает красоту и магию русской природы и говорит о том, что только те, кто способен остановиться и заметить красоту мира вокруг нас, смогут найти истинную радость в этом мире.
ОБНОВЛЕНИЕ
«В очарованье русского пейзажа» — открывающая строка стихотворения, которая сразу же указывает на тему произведения — красоту природы родной России. «Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна.» — автор говорит о том, что красота природы не может быть понята всеми и не каждый художник может передать ее в своих произведениях. «С утра обремененная работой, Трудом лесов, заботами полей, Природа смотрит как бы с неохотой На нас, неочарованных людей.» — здесь автор описывает, как люди, занятые трудом и заботами, упускают красоту природы, которая кажется им неинтересной. «И лишь когда за темной чащей леса Вечерний луч таинственно блеснет, Обыденности плотная завеса С ее красот мгновенно упадет.» — автор говорит о том, что только когда солнце заходит и тени становятся длиннее, обычный вид природы меняется и ее красота раскрывается в полной мере. «Вздохнут леса, опущенные в воду, И, как бы сквозь прозрачное стекло, Вся грудь реки приникнет к небосводу И загорится влажно и светло.» — автор описывает, как лес и река, как будто оживают и открывают свою красоту, когда солнце начинает заходить. «Из белых башен облачного мира Сойдет огонь, и в нежном том огне, Как будто под руками ювелира, Сквозные тени лягут в глубине.» — автор говорит о том, как свет солнца проникает сквозь облака и как будто создает прекрасное и яркое зрелище на поверхности реки.
Далее, поэт описывает, как при вечернем свете природа становится очаровательной и загадочной. Леса и реки, которые ранее казались неинтересными и простыми, теперь превращаются в чудесные и загадочные места, полные красок и теней. В свете вечернего света предметы окружающего мира становятся ярче и более детальными, и вместе с тем, расстояния и пространства становятся необъятными. Заключительная строфа поэмы, по словам поэта, говорит о том, что мир вокруг нас на самом деле прекрасен, но чтобы это увидеть, нужно быть способным воспринимать его красоту и загадочность. Если вы можете это сделать, то откроете для себя множество удивительных и диковинных вещей в природе. В целом, поэма описывает красоту и загадочность русской природы и важность способности видеть ее красоту и привлекательность в обыденных вещах. Она напоминает нам о том, что в жизни есть множество прекрасных вещей, которые мы можем упустить, если не обращаем на них внимания.
 

Не нашли то что искали?
✚ Заказать ✎ Написать

Видео


Скачать содержание страницы

Данную запись ещё никто не прокомментировал! Сделайте это первым.

Оставить комментарий

Похожие записи
Рейтинг лучших букмекеров России