Совет Лермонтов М.Ю.

Совет анализ стихотворения

Юношеское стихотворение Лермонтова, написано в 1830 году. Впервые опубликовано в 1889 году в собрании сочинений под редакцией Висковатова.

Стихотворение «Совет», было написано под влиянием стихотворения А. С. Пушкина — «Если жизнь тебя обманет».

Это произведение наполнено оптимистичными нотами, поэтому так привлекает внимание читателя.

Поэт пытается донести простую мысль, что каждая неудача в жизни всегда принесет в итоге что-то положительное. Он говорит, что уныние – не выход. Всегда стоит верить в лучшее и надеяться на позитивный исход.
Текст стихотворения Лермонтова “Совет” мотивирует на свершения, заставляет забыть о грусти и вспомнить о надежде. Поэтому его нужно учить на уроках литературы в старших классах.

Стихотворение состоит из трёх строф по два четверостишия в каждом. Рифма во всех строфах перекрёстная вида abab. Размер – задорный четырёхстопный хорей, очень бодрый и ритмичный.

«Совет» предназначается молодёжи. Об этом свидетельствует доброжелательное «друг», с которым поэт обращается к сверстникам:

Если, друг, тебе сгрустнётся,

Ты не дуйся, не сердись…

Он побуждает своего читателя проще относиться к жизни аналогично тому, как сам поэт обходится с языком. Мы можем заметить необычное слово «разгрустись». Такого словав значении «перестать грустить» не существует, но эта забавная находка как нельзя лучше передаёт настроение автора. Он не намерен читать долгие морали или философствовать. Его рекомендации практически полезны, они прямы и понятны для молодых людей:

Дев измены молодые,

И неверный путь честей,

И мгновенья скуки злые

Стоят ли тоски твоей?

Метафора «путь честей» также указывает на то, что «Совет» предназначен для круга общения поэта. Под этим выражением имеется в виду офицерство, которое считает честь высшей ценностью, но подчас предаёт её ради каких-либо личных выгод.

Но проницательный автор понимает, что человек – непостоянное создание, потому и предостерегает свою публику от слишком серьёзного отношения к жизненным ситуациям. Пусть рекомендация «Нектар пей часов весёлых, а печаль сама придёт» и выглядит легкомысленной, но зато она предостерегает от излишней драматичности, которой увлекаются молодые люди.

Вместе с этим у поэта есть важное напутствие трезво оценивать свои качества. Многие сталкивались с тем, что именно у молодёжи часто возникает чувство, будто им одним всё на свете известно, поэтому Михаил Юрьевич советует:

Не берись учить других;

Лучшим быть не воображая…

Поэт ироничен. Он рассуждает о человеческой натуре, отпуская насмешливые эпитеты:

Сердце — глупое творенье,

Но и с сердцем можно жить…

Конечно, автор не призывает только предаваться радостям жизни. Он признаёт, что и печалям в ней есть место. Трудности тоже возникают на пути, такова природа человека. Но не стоит приближать их, разочаровываясь раньше времени. Потому поэт и говорит о тех, кто, настрадавшись, достигает счастья, но не может им насладиться, как о бедных людях.

Стихотворение «Совет» можно назвать яркой и живой иллюстрацией латинского изречения «Carpe diem», которое переводится как «лови день». Но вместо отвлечённого призыва наслаждаться мгновением, поэт предлагает действующий рецепт приятной жизни для своих сверстников.

Можете попробовать составить анализ самостоятельно. План ниже.

Если, друг, тебе сгрустнется,

Ты не дуйся, не сердись:

Все с годами пронесется —

Улыбнись и разгрустись.

Дев измены молодые

И неверный путь честей

И мгновенья скуки злые

Стоят ли тоски твоей?

Не ищи страстей тяжелых;

И покуда бог дает,

Нектар пей часов веселых;

А печаль сама придет.

И, людей не презирая,

Не берись учить других;

Лучшим быть не вображая,

Скоро ты полюбишь их.

Сердце глупое творенье,

Но и с сердцем можно жить,

И безумное волненье

Можно также укротить…

Беден! кто, судьбы в ненастье

Все надежды испытав,

Наконец находит счастье,

Чувство счастья потеряв.

План анализа стихотворения Совет

Напишите пару слов о личности автора стихотворения

Напишите доминирующие направления его поэзии, укажите факты биографии автора связанные с сюжетом произведения анализ которого вы производите. Определите место стихотворения в творчестве поэта. Укажите дату написания стихотворения.

Определите жанр

  • Эпитафия — посмертное;
  • эпиграмма — сатирический портрет;
  • элегия — грустное стихотворение чаще всего о любви;
  • послание, поэма, баллада, роман в стихах;
  • песня, сонет, ода, лирическое стихотворение;

Выделите ведущую тему стихотворения

  1. Любовная лирика — стихотворение о любви и чувствах.
  2. Пейзаж — описывается красота природы.
  3. Философия — автор рассуждает о смысле всего сущего и категориях бытия.
  4. Общественно-политическая — стихотворение посвящено социально значимым проблемам.

Определите сюжет

В стихотворении есть выраженный сюжет, если автор описывает образы событий (укажите какие именно события); без выраженного сюжета — автор описывает только образы чувств (какие именно чувства).

Раскройте тему стихотворения

Для этого можно попробовать разделить стихотворение на смысловые блоки и проследить развитие темы произведения и изменения его характера в каждом отдельно взятом блоке.

Укажите с какой целью его написал автор, предположите какое у автора в этот момент было настроение, какие автор переживал эмоции в процессе написания произведения, какие ощущения и ассоциации вызывает это стихотворение у вас.

Приведите примеры схожих произведений автора. Выделите проблематику стихотворения, задавая вопросы к тексту и подтексту произведения, зачастую проблематика скрыта в подтексте произведения но иногда и указана напрямую.

После того как мы уже провели часть анализа мы можем перейти к художественным средствам, с помощью которых автор создал образы в произведении.

Выявим организацию поэтической речи. «Размер стихотворения»:

  1. Ямб 4х стопный (_ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ — ударение на каждом втором слоге)
  2. Хорей 3х стопный (‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _)
  3. Дактиль (‘_ _ _ )
  4. Амфибрахий (_ _’ _)
  5. Анапест (_ _ _’) и т.д.

Как вы видите отличия состоят в количестве слогов в строке и размещении ударения, которое составляет ритм стиха в целом.

Определим какую рифму использовал автор

  • абаб — перекрестная (рифмуются четные и нечетные строки);
  • аабб — парная (рифмуются 2 строки подряд);
  • абба — кольцевая (рифмуется 1 и 4 строка, а также 2 и 3-я).

Проведем анализ лексики

Для этого выделим из текста произведения специальные изобразительные средства:

  • аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
  • эпитеты — художественное определение или определение при слове, влияющее на его выразительность.
  • ирония — скрытая насмешка или троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.
  • гипербола — художественное преувеличение;
  • литота — художественное преуменьшение;
  • метафора — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
  • олицетворение — троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.
  • сравнение — процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух объектов.

Проведем анализ синтаксиса

Выявим специальные синтаксические средства — стилистические фигуры:

  • повторение
  • инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
  • — умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель должен домать ее сам.
  • риторический вопрос — риторическая фигура, представляющая собой не ответ на вопрос, а утверждение. Это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности.
  • риторическое обращение — стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения
  • риторическое восклицание — приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п.

Анализ фонетического строя речи или поэтической фонетики:

  • аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность;
  • ассонанс — повторение гласных звуков;
  • анафора — единоначатие, стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале ряда фраз или строф;
  • эпифора — противоположность анафоры — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

В завершающей стадии анализа можно сказать в целом о лирике автора и пояснить как творчество поэта повлияло на ваше мировоззрение и жизнь в целом


Не нашли то что искали?
✚ Заказать ✎ Написать

Видео


Скачать содержание страницы

Данную запись ещё никто не прокомментировал! Сделайте это первым.

Оставить комментарий

Похожие записи

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: