Пленный Рыцарь Лермонтов М. Ю.

Пленный Рыцарь Анализ стихотворения

Стихотворение написано в 1840 г. , за несколько месяцев до смерти, и выражает одну из важных идей творчества поэта — идею свободы. Все стихотворение представляет собой развернутую метафору «воли и неволи» , свободы и плена. Для реализации идеи стихотворения поэт использует прием антитезы. Всего в стихотворении пять строф, каждая из которых несет определенную смысловую нагрузку. Первая строфа: *** Молча сижу под окошком темницы, Синее небо отсюда мне видно: В небе играют все вольные птицы; Глядя на них, мне и больно и стыдно. В этой строфе создается пространство «воли и неволи» , которое символично представлено в словах «темница» (неволя) , «небо, птицы » (свобода) . И в это пространство поэт вводит своего героя — «пленного рыцаря» . Само сочетание слов наводит на мысль о «неправильности» героя, потому что слово «рыцарь» всегда ассоциируется со словом «подвиг» , а «пленный рыцарь» подвиг совершить не может. Образ тюрьмы здесь — это метафора неволи. Герой — воин, он должен побеждать, а он побежден и заключен в темницу, поэтому герой чувствует себя виноватым («больно и стыдно») . Вторая строфа: ***Нет на устах моих грешных молитвы, Нету ни песни во славу любезной: Помню я только старинные битвы, Меч мой тяжелый да панцирь железный. Строфа разделена на две части, первая часть развивает тему молчания (нет ни молитвы, ни песни для любимой) , а вторая — тему боя, но беда в том, что и бой, и все ратные подвиги уже в прошлом. В настоящем рыцарь может только вспоминать. Это подчеркивается эпитетом «старинный» . Настоящее — это тюрьма. Третья и четвертая строфы — сердцевина стихотворения, в которой расшифровывается метафора тюрьмы — детали тюрьмы превращаются в рыцарское снаряжение: ***В каменный панцирь я ныне закован, Каменный шлем мою голову давит, Щит мой от стрел и меча заколдован Конь мой бежит, и никто им не правит. Быстрое время — мой конь неизменный, Шлема забрало — решетка бойницы, Каменный панцирь — высокие стены, Щит мой — чугунные двери темницы. Названные в третьей строфе детали (каменный панцирь, каменный шлем, щит и меч заколдованы от стрел, конь бежит) в четвертой получают расшифровку. Здесь Лермонтов использует антитезу «камень- железо» , камень ассоциируется с тюрьмой (каменные стены, каменный потолок) , железо — с боем (щит, шлема забрало) . Пятая строфа очень эмоциональна. Первые две строки заканчиваются восклицательным знаком: ***Мчись же быстрее, летучее время! Душно под новой бронею мне стало! Смерть, как приедем, подержит мне стремя, Слезу и сдерну с лица я забрало. В последней строфе появляется еще один персонаж- смерть. Для рыцаря смерть — освобождение от плена, он не боится смерти, она у него выполняет роль слуги. Вывод: первые четыре четверостишия создают образ побежденного рыцаря, а пятая строфа — образ рыцаря-победителя, правда, свобода здесь понимается на другом уровне

Не нашли то что искали?
✚ Заказать ✎ Написать
Данную запись ещё никто не прокомментировал! Сделайте это первым.

Оставить комментарий


Похожие записи

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: