Никого не будет в доме Анализ стихотворения
Лирический герой описывает зимний вечер. И с первых же строк читатель оказывается в особой атмосфере, созданной автором, в атмосфере тишины и покоя зимнего дня.
Стихотворение целиком метафорично.
Метафора у Пастернака совершенно необычна, и выполняет необычную роль. Описываемые поэтом природа и окружающие вещи словно испытывают те же чувства, что и лирический герой. Ощущения человека передаются не путем прямого описания его чувств. Пастернак сопоставляет их с природой с помощью метафор.
Предметы и явления у Пастернака переплетаются между собой, временами даже срастаясь.
Несмотря на то, что повествование в стихотворении ведется от первого лица, лирический герой как таковой отсутствует. Его образ не выделен, не ясен. Он воспринимается не как отдельная личность, а как тот, чьими глазами мы видим эту чудесную картину зимнего дня. Невыделенность лирического героя, его растворенность в окружающем мире создается в поэзии Пастернака не только с помощью метафоры, но и с помощью звуковой организации стиха.
Звуковой строй стихотворения также показывает единство поэта и вселенной, единство внешнего мира и лирического героя, его гармонию с самим собой и окружающим миром…
В следующих строках мы встречаем яркие примеры ассонанса и аллитерации:
- Только белых мокрых комьев
- Быстрый промельк маховой.
Повторение сонорных «м, р, л», согласных «б, х» и гласных «е, о» создает ощущение монотонности. Кажется, будто слышится неспешный шорох падения больших хлопьев снега.
Цветопись стиха также красноречива, основной цвет здесь, конечно же, «белый»… Белый цвет-символ чистоты, божественного начала.
Когда она появляется, за окном идет снег, с ее приходом мир становится намного чище.
Стихотворение написано четырехстопным хореем, с перекрестной рифмой.
Композиционно произведение можно разделить на две части.
Первая — чисто описательная, статичная… В ней дается общая картина, атмосфера зимнего дня, тишины, одиночества.
Вторая же часть разрушает состояние уединенности и умиротворения:
- Но нежданно по портьере
- Пробежит вторженья дрожь.
- Тишину шагами меря,
- Ты, как будущность, войдешь.
Появляется лирическая героиня, та, которую и ждал герой стихотворения, предвкушением которой и дышала вся зимняя идиллия… Она входит, «как будущность», олицетворяя собой все светлое, прекрасное и естественное:
- Ты появишься у двери
- В чем-то белом, без причуд,
- В чем-то впрямь из тех материй,
- Из которых хлопья шьют.
Каким трепетом, нежным чувством проникнуты эти строки! Перед глазами невольно возникает неземной и воздушный образ девушки, подобной легким хлопьям снега за окном… И долго еще после прочтения стихотворения в памяти остается эта картина ожидания чуда.
История создания
Стихотворение «Никого не будет в доме» было написано в 1931 г. Оно вошло в изданный в 1932 г. сборник «Второе рождение». Это было время знакомства Пастернака с будущей второй женой, Зинаидой Нейгауз, на тот момент женой Генриха Нейгауза, знаменитого пианиста и друга Пастернака. Для соединения в браке, которое произошло в 1932 г., Пастернаку и Зинаиде Нейгауз пришлось пережить тяжёлый развод с прежними мужем и женой. Пастернак оставил сына, а дети пианиста Нейгауза жили в семье Зинаиды и Бориса. Младший, Станислав, тоже стал знаменитым пианистом.
Зинаида Нейгауз-Пастернак была женой писателя до самой его смерти в 1960 г., но фактически после 1945 г. супруги стали отдаляться друг от друга. Последней любовью Пастернака стала Ольга Ивинская, ради которой поэт так и не решился бросить вторую жену, как когда-то ради неё самой оставил первую.
Литературное направление и жанр
Стихотворение представляет собой прекрасный образец любовной лирики. Пастернак – яркий представитель модернизма 20 в., но после революции 17 в. он не входил ни в какое литературное объединение, оставаясь независимым самобытным поэтом.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения – любовь, которая меняет жизнь, дарит будущее. Основная мысль связана с потрясающим свойством настоящей любви — возрождать человека к новой жизни, давать ему силы пережить прошлое, «унынье» и посмотреть в будущее.
Стихотворение состоит из 6 строф. Первые 4 строфы описывают состояние лирического героя, который поддаётся мрачному зимнему настроению, погружается в воспоминания. В последних двух строфах настроение лирического героя меняется с приходом возлюбленной. В некоторых изданиях последние две строфы даже печатаются как восьмистишье.
У стихотворения нет лирического финала, лирический герой не ставит никакой эмоциональной точки. Приход любимой скрашивает одиночество героя, но дальнейшее развитие событий непонятно, у лирического героя только теплится надежда на то, что героиня – его будущность.
Тропы и образы
Основное состояние и настроение лирического героя – одиночество. Оно описано с помощью олицетворения сумерек, которые наполняют дом и являются не чем-то, а кем-то – определённой личностью, навевающей тоску. Другая личность – одушевлённый зимний день – стоит за окнами, виден через незадёрнутые гардины. Сами незадёрнутые гардины – знак непорядка в доме лирического героя, отсутствие в его жизни уюта.
Вторая строфа контрастна по цветам. Чёрные крыши и белый снег, быстрое движение (неологизм промельк) белых снежинок, которые машут в окно, побуждают героя поддаться состоянию природы и «завертеться». Это внутреннее движение, которое лирическому герою придают чувства (прошлогоднее унынье), продолжает верчение снега и динамичные начертания инея на окнах.
Первые две строфы совершенно статичны, в них нет глаголов. Движения в стихотворении связаны со снегопадом и вторжением гостьи.
Дела зимы иной – очевидно, прошлая любовь лирического героя. Он не называет людей, которые причиняли ему боль, с которыми он не сумел договорится ранее. Четвёртая строфа – это сложное предложение, первая часть которого – односоставное неопределённо-личное, то есть личность тех, кто кольнёт виной, которую не простили, не важна и не интересна лирическому герою. Глагол кольнутьотносится к лирическому герою, который в данной строфе с помощью психологического параллелизма сопоставляется с окном, испытывающим давление «дровяного голода» (метафора). Глагол сдавитотносится уже к деревянным перекладинам окна, которые давят на стекло, но не могут его расколоть.
Четвёртая строфа единственная выброшена в романсе, исполняемом в фильме «Ирония судьбы». Очевидно, из-за сложности восприятия на слух и из-за намёка на некую вину за прошлое, которой не было у Лукашина.
Появление возлюбленной предваряет дрожь вторженья (метафора). Портьера – антипод гардины, она плотная и часто висит не на окне, а на двери. Очевидно, эта портьера задёрнута, но она колеблется от шагов. Шаги, появляющиеся в следующей строчке, меряют и разрушают тишину, в которой всё это время находился лирический герой. Героиня не только сравнивается с будущностью, но и является будущим лирического героя.
Одежда возлюбленной для лирического героя сливается со снегом за окном, который представляется герою материалом для белых одежд женщины. Такая незавершённая концовка, в которой тишину в комнате нарушает ворвавшаяся прямо из мира «крыш и снега» гостья, не раскрывает тайны будущего, но меняет мировосприятие героя
Размер и рифмовка
Стихотворение написано хореем со множеством пиррихиев, что делает ритм похожим на неровное дыхание влюблённого. Рифмовка в стихотворении перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.