Колыбельная песня Майков А.Н.

Анализ стихотворения Колыбельная песня

Есть такие произведения, которые никогда не забываются. Они могут быть созданы столетия назад, но их строки всё равно остаются на слуху и передаются из поколения в поколение. Одно из таких – стихотворение «Колыбельная песня» Аполлона Николаевича Майкова (1821 – 1897). Это произведение было создано более 150 лет назад, в 1860 году. Оно очень простое по композиции и языку. В нём всего четыре строфы, представляющие собой незатейливые четверостишия с парным рифмованием (aabb). Стихотворный размер – четырёхстопный хорей, мелодичный и простой для восприятия. Лирическая героиня, от чьего лица ведётся повествование, выступает как рассказчица. В первой строфе она обращается к ребёнку, побуждая его ко сну: Спи, дитя мое, усни! Сладкий сон к себе мани… Чтобы убаюкать малыша, героиня рассказывает ему сказку, переплетая действительность и вымысел. Этот приём часто позволяет увлечь ребёнка, унестись мысленно в мир фантазий, что поможет ему скорее заснуть: В няньки я тебе взяла Ветер, солнце и орла. Так кроха сам становится полноправным героем сказки наряду с волшебным ветром, могущественным солнцем и гордым орлом. Стоит заметить, что поэт вводит здесь троих персонажей, а как известно, три – самое популярное в фольклоре число. Поэт олицетворяет животных и стихии, придаёт им человеческие качества: своенравность, непослушание, упрямство, стойкость. Птица и светило проявляют безответственность, ведь, несмотря на важное поручение следить за малышом, они сбегают и прячутся: Улетел орёл домой; Солнце скрылось под водой… Только ветер оказывается надёжным помощником – он три ночи проводит у колыбели ребёнка. Но затем и ему приходится покинуть свой пост. Он тоже чей-то сын, поэтому ему нужно вернуться домой к матери: Ветер после трёх ночей Мчится к матери своей. Думается, что описание возвращения и диалога ветра с его мамой должно напомнить ребёнку, которому читают или поют эту колыбельную, о том, как важно быть послушным родителям. Что если сам грозный ветер кротко отвечает матери, то и ему, маленькому человечку, тоже следует слушаться свою маму и засыпать. Мама ветра ласково отчитывает сына за отсутствие: «Где изволил пропадать? Али звёзды воевал? Али волны всё гонял?» Здесь использована анафора, которая усиливает сходство речи с родительским выговором, когда перечисляются все шалости ребёнка. Кроме того, устаревшее «али» напоминает о другой сказке – «О мёртвой царевне и семи богатырях», где ветер так же был важным героем. Конечно, мама не будет ругать ветер за то, что он пропадал, качая детскую колыбельку. Но это уже не важно, потому что к этому моменту дитя, которое слушало песенку, обычно уже спит. За это и любят мамы это стихотворение – оно настраивает на спокойный лад и дарит малышам сказочные сны.

Читать стихотворение

Спи, дитя мое, усни! Сладкий сон к себе мани: В няньки я тебе взяла Ветер, солнце и орла.   Улетел орел домой; Солнце скрылось под водой; Ветер, после трех ночей, Мчится к матери своей.   Ветра спрашивает мать: «Где изволил пропадать? Али звезды воевал? Али волны всё гонял?»   «Не гонял я волн морских, Звезд не трогал золотых; Я дитя оберегал, Колыбелочку качал!»

Не нашли то что искали?
✚ Заказать ✎ Написать
Данную запись ещё никто не прокомментировал! Сделайте это первым.

Оставить комментарий


Похожие записи

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: