Просмотров: 505
Анализ стихотворения Колыбельная песня
Есть такие произведения, которые никогда не забываются. Они могут быть созданы столетия назад, но их строки всё равно остаются на слуху и передаются из поколения в поколение. Одно из таких – стихотворение «Колыбельная песня» Аполлона Николаевича Майкова (1821 – 1897).
Это произведение было создано более 150 лет назад, в 1860 году. Оно очень простое по композиции и языку. В нём всего четыре строфы, представляющие собой незатейливые четверостишия с парным рифмованием (aabb). Стихотворный размер – четырёхстопный хорей, мелодичный и простой для восприятия.
Лирическая героиня, от чьего лица ведётся повествование, выступает как рассказчица. В первой строфе она обращается к ребёнку, побуждая его ко сну:
Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани…
Чтобы убаюкать малыша, героиня рассказывает ему сказку, переплетая действительность и вымысел. Этот приём часто позволяет увлечь ребёнка, унестись мысленно в мир фантазий, что поможет ему скорее заснуть:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Так кроха сам становится полноправным героем сказки наряду с волшебным ветром, могущественным солнцем и гордым орлом. Стоит заметить, что поэт вводит здесь троих персонажей, а как известно, три – самое популярное в фольклоре число.
Поэт олицетворяет животных и стихии, придаёт им человеческие качества: своенравность, непослушание, упрямство, стойкость. Птица и светило проявляют безответственность, ведь, несмотря на важное поручение следить за малышом, они сбегают и прячутся:
Улетел орёл домой;
Солнце скрылось под водой…
Только ветер оказывается надёжным помощником – он три ночи проводит у колыбели ребёнка. Но затем и ему приходится покинуть свой пост. Он тоже чей-то сын, поэтому ему нужно вернуться домой к матери:
Ветер после трёх ночей
Мчится к матери своей.
Думается, что описание возвращения и диалога ветра с его мамой должно напомнить ребёнку, которому читают или поют эту колыбельную, о том, как важно быть послушным родителям. Что если сам грозный ветер кротко отвечает матери, то и ему, маленькому человечку, тоже следует слушаться свою маму и засыпать.
Мама ветра ласково отчитывает сына за отсутствие:
«Где изволил пропадать?
Али звёзды воевал?
Али волны всё гонял?»
Здесь использована анафора, которая усиливает сходство речи с родительским выговором, когда перечисляются все шалости ребёнка. Кроме того, устаревшее «али» напоминает о другой сказке – «О мёртвой царевне и семи богатырях», где ветер так же был важным героем.
Конечно, мама не будет ругать ветер за то, что он пропадал, качая детскую колыбельку. Но это уже не важно, потому что к этому моменту дитя, которое слушало песенку, обычно уже спит. За это и любят мамы это стихотворение – оно настраивает на спокойный лад и дарит малышам сказочные сны.
Читать стихотворение
Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Улетел орел домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер, после трех ночей,
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать:
«Где изволил пропадать?
Али звезды воевал?
Али волны всё гонял?»
«Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелочку качал!»