Скрипка и немножко нервно Маяковский В. В.

Скрипка и немножко нервно Анализ стихотворения

Вся ранняя лирика Маяковсеого- крик, вызов,
желание заявить о себе, этим объясняется и та
особенность его творчества, что он эпатирует
публику, заставляет её содрогнугься.
Его первые стихи напоминают смысловые шарады,
загадки, взрыв эмоций, иногда какой-то непонятный
языковой эксперимент.
Именно таким экспериментальным
можно считать это раннее стихотворение.
Само название, противоречивое и, казалось бы,
нелепое, очерчивает фабулу произведения.
Более того, Маяковский прибегает к своему
излюбленному приему гротеска, преувеличивая
свои чувства и наделяя человеческими чертами
неодушевленные предметы.
«Скрипка издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась
так по-детски».
Скрипка становится символом плача, который
рвется из души лирического героя,
но наталкивается на равнодушие, непонимание,
даже презрение окружающих.

тема одиночества
(Маяковский пытается найти родственную душу)

цель:
докричаться до читателей, заставить людей обратить
внимание на него и его душевное состояние; он устал
от одиночества, от всеобщего непонимания.
Протест против равнодушия и бессердечия общества.

Идея: словами выразить звуковой образ
симфони­ческого оркестра.
Маяковский удачно имитирует партии музыкальных
инст­рументов, которые как бы ведут между собой разговор.
Поэт одушевляет скрипку, которая «разревелась так по-детски»

Стихотворение сюжетно, в нем есть свой конфликт,
два главных героя, душевно близких, ранимых и способных
на нелогичные поступки.
Они противостоят толпе равнодушных и грубых «других».

Поэт рисует образ скрипки как существа нежного, нервного,
по-детски непосредственного, не получающего понимания
у громких и грубых собратьев. Ее беззащитность и единственность подчеркнуты тем, что только у нее одной отсутствует речевая партия.
За скрипку говорит поэт, изображая ее поведение и
выражая реакции: издергалась, упрашивая,
и вдруг разревелась по-детски.

Антитеза, лежащая в основе композиции произведения,
находит воплощение в противопоставлении шума
и молчаливого плача, в соединении вульгаризмов
с эвфемизмами и даже восклицанием «Боже!».

Автохарактеристика лирического героя — вся в действии,
в совершении алогичного поступка, подготовленного
сценой плача скрипки, скандала и отторжения её «чужо»
смотрящим оркестром.
Внутренние колебания лирического героя выражены,
через систему жестов и алогичного выкрика:
Я встал, шатаясь полез через ноты,
сгибающиеся от ужаса пюпитры,
зачем-то крикнул:
«Боже!»
бросился на деревянную шею.

Родной душе поведал лирический герой о самом сокровенном —
о трагическом одиночестве, невозможности «доказать»
очевидное для него, невероятное

Предельная эмоциональная напряженность стихотворения
передается прежде всего с помощью коротких,
дробленых строк, порой в одно слово.
Множество глаголов придает стихотворению ди­намичность.
Также нагнетает обстановку обилие восклицаний,
экспрессивной лексики-ору, наплевать, влип, дура.

Фантастическое и реальное, грубое и нежное, комическое
и драматическое — таков мир стихотворения.
Чтобы вместить его и придать разговору естественную
интонацию, Маяковский обратился к свободному,
акцентному, в основном пятиударному стиху с
ритмическими обрывами.
Парадоксальности ситуации удивительно соответствуют
неожиданные, ассонансные рифмы:» по-детски — Кузнецкий»,
«влип как — наплевать»,»хорошо — ушел»,где-то — это».

Из-за членения стиха на отдельные строчки, рифма
воспринимается не столь отчетливо, как в
классических стихах, но этот стилевой прием связан
с общим образно эмоциональным напряжением
стихотворения…


Не нашли то что искали?
✚ Заказать ✎ Написать
Данную запись ещё никто не прокомментировал! Сделайте это первым.

Оставить комментарий

Похожие записи

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: