А. Н. Толстой Хождение по Мукам

Хождение по Мукам Анализ

Алексей Николаевич Толстой [1882–1945] Трилогия (Кн. 1-я — 1922; кн. 2-я — 1927–1928; кн. 3-я — 1940–1941)

“Хождение по мукам” – это роман-эпопея, создававшийся в течение долгих 20 лет потрясающим русским писателем Алексеем Николаевичем Толстым. В эпопее описываются одни из самых тяжелых, роковых, душераздирающих времен нашего Отечества: Первая мировая война, распад империи, революции, Гражданская война. Роман состоит из трёх книг, каждая из которых охватывает определенный промежуток времени и повествует о тех или иных событиях.

КНИГА ПЕРВАЯ Сестры

Действия первой книги происходят в столице того времени Санкт-Петербурге, который во времена Первой мировой войны переименуют в Петроград. Помпезный, величественный, окутанный золотой пеленой Санкт-Петербург, жители которого находятся в вихре событий, несколько потрепанные морально и потерявшие способность к истинной любви, через некоторое время он станет неузнаваемым. Неслучайно А. Н. Толстой выбрал этот город, он хотел создать резкий контраст между блестящей, роскошной, беззаботной жизнью столицы и жизнью после роковых событий, этакие зарисовки жизни дореволюционного города. Первая книга – это в своем роде предзнаменование, это то, что разрушится, это незаметное начало хождения по мукам русской интеллигенции и, самое главное, это падение великой империи.

КНИГА ВТОРАЯ Восемнадцатый год

Вторая книга кардинально отличается от первой, она охватывает две революции, кровавую Гражданскую войну, она более кровавая и динамичная, а каждая ее строка пропитана болью, отчаянием и страданиями. В ней происходит пожирание кровавой и ненасытной революцией миллионов людей, без капли сожаления она затягивает в смертельный круговорот людей всех сословий, с каждым днем расширяется территория пораженная этим злостным вирусом “революция”. Революция управляет людьми, затуманивает даже самые чистые умы, она взяла народ в вожжи, она ни о чем не сожалеет и громко хохочет смерти в глаза. Гражданская война сделает русский народ сиротой, посеет зерно раздора и будет разрушать страну изнутри. Вторая книга – это роковая цепь событий, это кульминация всего романа.

ТРЕТЬЯ КНИГА Хмурое утро

Если же вторая книга – это роковая цепь событий, то третья – это череда более приятных происшествий, это надежда на лучшее, это борьба за счастье и любовь. В строках появляются проблески света и тепла, в героях происходят некие метаморфозы, люди жаждут мира. В третьей книге взяты меньшие масштабы и основное внимание акцентируется не на событиях, происходящих в стране, а на главных героях – на их чувствах, переживаниях и надеждах. Весь лоск, помпезность, бутафория чувств, которыми можно охарактеризовать первую книгу умерли вместе с миллионами человек. “Хмурое небо” – это итог кровавых времен и старт для созидательных действий, для поднятия страны с колен, на что указывают следующие строки: «Ты понимаешь — какой смысл приобретают все наши усилия, пролитая кровь, все безвестные и молчаливые муки… Мир будет нами перестраиваться для добра… Все в этом зале готовы отдать за это жизнь… Это не вымысел — они тебе покажут шрамы и синеватые пятна от пуль… И это — на моей родине, и это — Россия…» .

ГЕРОИ РОМАНА Хождение по Мукам

Ключевыми фигурами романа являются сестры Булавины – Даша и Катя. Они являются основой романа, от которой тянутся нити к другим героям, сшивая полноценную и объемную эпопею. А. Н. Толстой создал два абсолютно противоположных образа. Молодая Даша – девушка со своими принципами и убеждениями, с горячим пылом, чистая и непорочная, презирающая ложь и Катя – более спокойная, рассудительная и мягкая натура. Их объединяет не только красота и родственная кровь, но и общее горе, потеря близких и родных. На протяжении всего романа в главных героинях будут происходить метаморфозы: каждое скорбное событие будет оставлять след не только на лице в виде морщин, но и в сердце, которое больше похоже на подушечку для втыкания игл. Судьба не жалеет ни одну из них, ветер революционного движения раскидывает их по разным уголкам страны, как семена какого-то кустарника. Девушки растворяются во всех этих событиях и их горе на фоне широкомасштабных кровавых событий кажется чем-то мелким и жалким. Сестры Булавины – это некий собирательный образ русской интеллигенции того времени, на котором писатель хотел показать всю трагедию и горькую судьбу данного сословия. Еще два центральных персонажа – Иван Телегин и Вадим Рощин, чьи судьбы плотно переплетаются с судьбами сестер. Фигуры разные, но в то же время настолько схожие: принципиальные; упорные; бесстрашные воины, верящие в идею и готовые идти до конца. В них прослеживается собирательный образ солдата тех времен. Еще один интересный образ, представленный в романе, это поэт-декадент Алексей Бессонов. Натура сложная, противоречивая, неоднозначная. Этот образ декадента тоже взят не с потолка. Образ А. Бессонова символизирует духовное состояние страны – культурный регресс. Присутствуют в романе и исторические личности, без которых не сложилась бы полная картина событий такого масштаба: А. И. Деникин, Л. Г. Корнилов, И. П. Романовский, А. В. Колчак, Николай II, Г. Е. Распутин, С. М. Буденный, И. В. Сталин, Н. И. Махно и многие другие.

СЮЖЕТ РОМАНА Хождение по Мукам, ЕГО ЛИНИИ РАЗВИТИЯ И СТИЛЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ

Роман исторический, соответственно основан на реальных событиях, но с художественным оттенком. Роман, повествующий о тяжелейших временах, о трагедии русского народа, о том, как страну между собой разрывали на кусочки разные движения. Конечно же, в сюжет вплетаются линии любви и дружбы, дабы внести в это страшное месиво что-то прекрасное, умиротворяющее, обнадеживающее, в некотором роде это стимул для борьбы и продолжения своего нелегкого пути. Написан роман доступным языком и в лучших традициях исторического жанра. А. Н. Толстой скрупулезно описывает каждое событие, каждую битву – чувствуется, что писателем проделана огромная работа. Очень ярко передаются эмоции и переживания героев. В романе огромное количество лиц второго плана, но внимание на них не акцентируется, что предотвращает путаницу во время чтения. Автор использовал очень интересную схему повествования – резкий переход от событий, происходящих с одним героем к другим, благодаря чему сохраняется интрига, а читатель может более тщательно проанализировать ситуацию. Подробнее на Отзовик: https://otzovik.com/review_1923823.html

Хождение по Мукам Краткое Содержание

Книга первая. СЕСТРЫ Начало 1914 г. Петербург, «замученный бессонными ночами, оглушающий тоску свою вином, золотом, безлюбой любовью, надрывающими и бессильно-чувственными звуками танго — предсмертного гимна <…> жил словно в ожидании рокового и страшного дня». Молодая чистая девушка Дарья Дмитриевна Булавина приезжает в Петербург на юридические курсы из Самары и останавливается у старшей сестры Екатерины Дмитриевны, которая замужем за известным адвокатом Николаем Ивановичем Смоковниковым. Дома у Смоковниковых — салон, его посещают разные прогрессивные личности, толкующие о демократической революции, и модные люди искусства, среди них — поэт Алексей Алексеевич Бессонов. «Все давным-давно умерло — и люди и искусство, — глухо вещает Бессонов. — А Россия — падаль… А те, кто пишет стихи, все будут в аду». Чистую и прямодушную Дарью Дмитриевну так и тянет к порочному поэту, но она не подозревает, что ее любимая сестра Катя уже изменила мужу с Бессоновым. Обманутый Смоковников догадывается, говорит об этом Даше, обвиняет жену, но Катя убеждает обоих, что все неправда. Наконец Даша узнает, что это все-таки правда, и со всем жаром и непосредственностью молодости уговаривает сестру повиниться перед мужем. В результате супруги разъезжаются: Екатерина Дмитриевна — во Францию, Николай Иванович — в Крым. А на Васильевском острове живет добрый и честный инженер с Балтийского завода Иван Ильич Телегин и сдает часть квартиры странным молодым людям, которые устраивают на дому «футуристические» вечера. На один из таких вечеров под названием «Великолепные кощунства» попадает Дарья Дмитриевна; ей совершенно не нравятся «кощунства», но сразу зато ей понравился Иван Ильич. Летом Даша, направляясь в Самару к отцу, доктору Дмитрию Степановичу Булавину, неожиданно встречает на волжском пароходе Ивана Ильича, к тому времени уже уволенного после рабочих волнений на заводе; их взаимная симпатия крепнет. По совету отца Даша едет в Крым уговаривать Смоковникова помириться с женой; в Крыму бродит Бессонов; там же неожиданно появляется Телегин, но только для того, чтобы, объяснившись Даше в любви, проститься с ней перед отъездом на фронт — началась первая мировая война. «В несколько месяцев война завершила работу целого века». На фронте нелепо гибнет мобилизованный Бессонов. Дарья Дмитриевна и вернувшаяся из Франции Екатерина Дмитриевна работают в Москве в лазарете. Смоковников, воссоединившийся с женой, приводит в дом худощавого капитана с обритым черепом, Вадима Петровича Рощина, откомандированного в Москву для приема снаряжения. Вадим Петрович влюблен в Екатерину Дмитриевну, пытается объясниться, но пока без взаимности. Сестры читают в газете, что прапорщик И. И. Телегин пропал без вести; Даша в отчаянии, она еще не знает, что Иван Ильич бежал из концентрационного лагеря, был пойман, переведен в крепость, в одиночку, потом еще в один лагерь; когда ему угрожает расстрел, Телегин с товарищами снова решается на побег, на этот раз удачный. Иван Ильич благополучно добирается до Москвы, но встречи с Дашей длятся недолго, он получает предписание ехать в Петроград на Балтийский завод. В Питере он становится свидетелем того, как Заговорщики сбрасывают в воду тело убитого ими Григория Распутина. На его глазах начинается февральская революция. Телегин едет в Москву за Дашей, потом молодые супруги снова переезжают в Петроград. Комиссар Временного правительства Николай Иванович Смоковников с энтузиазмом выезжает на фронт, где его убивают возмущенные солдаты, не желающие умирать в окопах; его потрясенную вдову утешает верный Вадим Рощин. Русской армии больше нет. фронта нет. Народ хочет делить землю, а не воевать с немцами. «Великая Россия теперь — навоз под пашню, — говорит кадровый офицер Рощин. — Все надо заново: войско, государство, душу надо другую втиснуть в нас…» Иван Ильич возражает: «Уезд от нас останется, — и оттуда пойдет русская земля…» Летним вечером 1917 г. Катя и Вадим гуляют по Каменноостровскому проспекту в Петрограде. «Екатерина Дмитриевна, — проговорил Рощин, беря в руки ее худенькую руку… — пройдут годы, утихнут войны, отшумят революции, и нетленным останется одно только — кроткое, нежное, любимое сердце ваше…» Они как раз проходят мимо бывшего особняка знаменитой балерины, где размещается штаб большевиков, готовящихся к захвату власти. Книга вторая. ВОСЕМНАДЦАТЫЙ ГОД «Страшен был Петербург в конце семнадцатого года. Страшно, непонятно, непостигаемо». В холодном и голодном городе Даша (после ночного нападения грабителей) родила раньше срока, мальчик умер на третий день. Семейная жизнь разлаживается, беспартийный Иван Ильич уходит в Красную Армию. А Вадим Петрович Рощин — в Москве, во время октябрьских боев с большевиками контужен, едет с Екатериной Дмитриевной сначала на Волгу к доктору Булавину пережидать революцию (уж к весне-то большевики должны пасть), а потом в Ростов, где формируется белая Добровольческая армия. Они не успевают — добровольцы вынуждены уйти из города в свой легендарный «ледовый поход». Неожиданно Екатерина Дмитриевна и Вадим Петрович ссорятся на идейной почве, она остается в городе, он следует на юг вслед за добровольцами. Белый Рощин вынужден вступить в красногвардейскую часть, добраться вместе с нею в район боев с Добровольческой армией и при первом же случае перебегает к своим. Он храбро воюет, но не доволен собой, страдает из-за разрыва с Катей. Екатерина Дмитриевна, получив (заведомо ложное) известие о смерти Вадима, отправляется из Ростова в Екатеринослав, но не доезжает — на поезд нападают махновцы. У Махно ей пришлось бы худо, но бывший вестовой Рощина Алексей Красильников узнает ее и берется опекать. Рощин же, получив отпуск, мчится за Катей в Ростов, но никто не знает, где она. На ростовском вокзале он видит Ивана Ильича в белогвардейской форме и, зная, что Телегин красный (значит, разведчик), все-таки не выдает его. «Спасибо, Вадим», — тихо шепчет Телегин и исчезает. А Дарья Дмитриевна живет одна в красном Петрограде, к ней является старый знакомый — деникинский офицер Куличек — и привозит письмо от сестры с ложным известием о смерти Вадима. Куличек, посланный в Питер для разведки и вербовки, втягивает Дашу в подпольную работу, она переезжает в Москву и участвует в «Союзе защиты родины и свободы» Бориса Савинкова, а для прикрытия проводит время в компании анархистов из отряда Мамонта Дальского; по заданию савинковцев она ходит на рабочие митинги, следит за выступлениями Ленина (на которого готовится покушение), но речи вождя мировой революции производят на нее сильное впечатление, Даша- порывает и с анархистами, и с заговорщиками, едет к отцу в Самару. В Самару же нелегально добирается все в той же белогвардейской форме Телегин, он рискует обратиться к доктору Булавину за какой-нибудь весточкой от Даши. Дмитрий Степанович догадывается, что перед ним «красная гадина», отвлекает его внимание старым Дашиным письмом и по телефону вызывает контрразведку. Ивана Ильича пытаются арестовать, он спасается бегством и неожиданно натыкается на Дату (которая, ничего не подозревая, была все время тут, в доме); супруги успевают объясниться, и Телегин исчезает. Некоторое время спустя, когда Иван Ильич, командуя полком, одним из первых врывается в Самару, квартира доктора Булавина уже пуста, стекла выбиты… Где же Даша?.. Книга третья. ХМУРОЕ утро Ночной костер в степи. Дарья Дмитриевна и ее случайный попутчик пекут картошку; они ехали в поезде, который атаковали белые казаки. Путники идут по степи в сторону Царицына и попадают в расположение красных, которые подозревают их в шпионаже (тем более что Дашин отец, доктор Булавин, — бывший министр белого самарского правительства), но неожиданно выясняется, что командир полка Мельшин хорошо знает Дашиного мужа Телегина и по германской войне, и по Красной Армии. Сам же Иван Ильич в это время везет по Волге пушки и боеприпасы в обороняющийся от белых Царицын. При обороне города Телегин серьезно ранен, он лежит в лазарете и никого не узнает, а когда приходит в себя, оказывается, что сидящая у постели медсестра — это его любимая Даша. А в это время честный Рощин, уже совершенно разочарованный в белом движении, серьезно думает о дезертирстве и вдруг в Екатеринославе случайно узнает о том, что поезд, в котором ехала Катя, был захвачен махновцами. Бросив чемодан в гостинице, сорвав погоны и нашивки, он добирается до Гуляйполя, где находится штаб Махно, и попадает в руки начальника махновской контрразведки Левки Задова, Рощина пытают, но сам Махно, которому предстоят переговоры с большевиками, забирает его в свой штаб, чтобы красные подумали, будто он одновременно заигрывает с белыми. Рощину удается побывать на хуторе, где жили Алексей Красильников и Катя, но они уже уехали неизвестно куда. Махно заключает временный союз с большевиками для совместного взятия Екатеринослава, контролируемого петлюровцами. Храбрый Рощин участвует в штурме города, но петлюровцы берут верх, раненого Рощина увозят красные, и он оказывается в харьковском госпитале. (В это время Екатерина Дмитриевна, освободившись от Алексея Красильникова, принуждавшего ее к женитьбе, учительствует в сельской школе.) Выписавшись из госпиталя, Вадим Петрович получает назначение в Киев, в штаб курсантской бригады к знакомому по боям в Екатеринославе комиссару Чугаю. Он участвует в разгроме банды Зеленого, убивает Алексея Красильникова и всюду ищет Катю, но безуспешно. Однажды Иван Ильич, уже комбриг, знакомится со своим новым начальником штаба, узнает в нем старого знакомца Рощина и, думая, что Вадим Петрович — белый разведчик, хочет его арестовать, но все разъясняется. А Екатерина Дмитриевна возвращается в голодную Москву в старую арбатскую (теперь уже коммунальную) квартиру, где она когда-то хоронила мужа и объяснилась с Вадимом. Она по-прежнему учительствует. На одном из собраний в выступающем перед народом фронтовике она узнает Рощина, которого считала мертвым, и падает в обморок. К сестре приезжают Даша и Телегин. И вот они все вместе — в холодном, набитом народом зале Большого театра, где Кржижановский делает доклад об электрификации России. С высоты пятого яруса Рощин указывает Кате на присутствующих здесь Ленина и Сталина («…тот, кто разгромил Деникина…»). Иван Ильич шепчет Даше: «Дельный доклад… Ужасно хочется, Дашенька, работать…» Вадим Петрович шепчет Кате: «Ты понимаешь — какой смысл приобретают все наши усилия, пролитая кровь, все безвестные и молчаливые муки… Мир будет нами перестраиваться для добра… Все в этом зале готовы отдать за это жизнь… Это не вымысел — они тебе покажут шрамы и синеватые пятна от пуль… И это — на моей родине, и это — Россия…» А. В. Василевский Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. Все книги автора

Не нашли то что искали?
✚ Заказать ✎ Написать
Данную запись ещё никто не прокомментировал! Сделайте это первым.

Оставить комментарий

Похожие записи
Рейтинг лучших букмекеров России