И. С. Тургенев Отцы и Дети

Отцы и Дети Краткое Содержание

и анализ произведения


Очень краткое содержание

Аркадий Кирсанов и его друг Евгений Базаров возвращаются после учёбы в университете. Возвращаются они в дом Аркадия, где его с нетерпением ждёт его отец Николай Петрович и который также радостно и гостеприимно встречает и друга своего сына. Но такая идиллия продлилась совсем мало. Старшие Кирсановы(а у Николая был брат) не раз спорят с Евгением на самые разные жизненные темы, доказывая свою сторону и не желая идти на компромисс. Аркадий и Евгений отдаляются от друг друга и каждый живёт своей жизнью. Парни влюбляются в двух сестёр, но Базаров признаётся в любви Анне Сергеевне только перед самой смертью, когда заразился от больного, которого лечил. Его могилу даже никто не посещал, кроме совсем стареньких родителей. А в личной жизни остальных персонажей пришёл покой и умиротворение, которые они смогли отыскать.


Действие происходит в 1859 году, на пороге крестьянской реформы. И здесь представлено противостояние двух поколений. Старого уже устоявшегося и нового, которое стремится отвергнуть все что было свято до них, при этом еще не придумав ни чего стоящего своего.

Главный герой романа, Евгений Васильевич Базаров, силой ума, трезвостью мысли успешно противостоит в идейных спорах либералу Павлу Петровичу Кирсанову. Взгляды Базарова обладают политической определенностью: он критикует аристократов, либералов, отрицает качества народа, не идеализирует крестьянскую общину. Однако, отрицая общественный уклад, высмеивая обожествление природы, любви и искусства, он не предлагает собственной положительной программы. Такая физиологическая мера очень узка. В его образе автор отразил многие черты разночинцев-демократов 60-х годов 19 века: любовь к труду, материализм убеждений, увлечение естествознанием, цельность характера.

Аркадий Кирсанов — временный попутчик Базарова. Увлечение «либерального барина» нигилизмом поверхностно, ведь он постоянно находится под чьим-то влиянием, идеи его заемные.

Лагерь «отцов» представлен братьями Кирсановыми. Такие люди, как Николай Петрович, осуществляют связь поколений, именно они соединяют воедино прошлое и будущее, ибо в любую эпоху умеют достойно прожить свою незаметную жизнь, передав своим детям простые и мудрые советы.

Павел Петрович же, сибарит и крайне самолюбивый человек, аристократ в манерах и поведении, не признает нового, беспрекословно верит в авторитеты. Элитарность и консерватизм убеждений — вот жизненные принципы П. П. Кирсанова.

Разве могли настолько разные люди не столкнуться? Безусловно, нет. Дуэль могла кончиться трагедией, но произошло нечто иное… В этой сцене происходит переосмысление ценностей, отказ от прежних взглядов. Базаров понимает абсурдность всего былого конфликта с Павлом Петровичем. Он видит в нем человека, а не идейного врага.

Нет в мире человека, которого бы не обуяла любовь, не прошла она и мимо Е. Базарова. Дамой его сердца становится Анна Сергеевна Одинцова — гордая, холодная и целомудренная аристократка. После встречи с ней в душе Базарова назревает явный конфликт. Он, отрицавший любовь, бессилен с ней бороться. Охватившее главного героя чувство «пробило брешь» в его теории. Однако, любовную драму сам Базаров воспринимает, как позорную блажь, которую не в силах себе простить. Нигилист становится рабом своей теории!

Отношение И. С. Тургенева к Евгению неоднозначно. С одной стороны, он намеренно снижает образ героя, развенчивает его убеждения, наделяет резкостью, грубостью и цинизмом. С другой стороны, автор восхищается достоинством, мужеством Базарова, дает понять, что подобная жизненная позиция рождает людей, способных «обновить жизнь», — «героев времени», без которых невозможен бесконечный прогресс.

Композиция романа очень своеобразна. Читатель может наблюдать два круга странствий Базарова: в первом наблюдается внешний конфликт, а во втором — внутренний. Во время путешествий меняется и сам Базаров, предстает перед теми же людьми с явными изменениями в своей теории.

Роман представляет собой цепь идейных споров, поэтому ведущую роль играет монолог (Любовная интрига занимает лишь 4-ую часть объема). Тем не менее, психологизм проявляется не в самих монологах( не в речи), а через жесты, мимику, позы. В этом и заключается мастерство И. С. Тургенева.

Большую смысловую нагрузку несет пейзаж. Так, в эпилоге мы видим, что любовь и природа, которую так отрицал Базаров, после его смерти торжествует. Однако, И. С. Тургенев, как «гений меры», утверждает, что только «вечное примирение» с высокими чувствами, а вовсе не отрицание может даровать нам всесилие.


Не нашли то что искали?
✚ Заказать ✎ Написать
Данную запись ещё никто не прокомментировал! Сделайте это первым.

Оставить комментарий

Похожие записи

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: