Магжан Жумабаев (1893-1938)
Одна из ярких звезд казахской литературы начала ХХ века – Магжан Жумабаев. жизнь и стихи когда-то имя легендарного поэта было невысказанным более последних полувека. По этой причине следующее поколение мало знает этого поэта. Книги поэта желтели, изнашивались, рвались и исчезали из-за злоупотреблений. Судьба поэта, ставшего жертвой эпохи насилия, который интерпретировал черное как черное, а черное как белое, жалка.
Кто такой Магжан Жумабаев, какой поэт? В своем «Кто я? в стихотворении » мы подвергаем следующие строки:
- Я плачу, не приходи близко, гори, Я-тульпар, ты не будешь следовать за мной. Пусть пепел синий, пусть плод земной, без забот, Я лишь улыбаюсь краем глаза. Я не умру, моя тоже не умрет, Невежественный человек не знает, есть ли смерть. Я-король, я-гусь, я-би, Какой сумасшедший что ты сделал?
Из этих романтических возвышенных строф мы видим, что Поэт верил в свои силы, в свой талант, в судьбу жизни. Перед этим есть строки: «Я лев, кто терпит». Все это-не знак превосходства, превосходства, а символ благородства, остроты, как зелень. Слово поэта было зеркалом горькой правды. Он сам это понимал и знал. Уважаемая обладательница благородных слов-умная ученица. Он-источник разума, родная страна доброго сердца. Магжан акын посвятил свою жизнь, то, что он знал, своему народу, своей стране и сарнагану. В знаменитом стихотворении «слово души» (1920г);
- Казахская страна, одно слово тебе: Быть критиком, быть справедливым критиком, Положи вину на сердце, кладовая мне, – там тоже есть катушка.
Магжан прошел славу своей фамилии и своей земли, стремился оправдать свое гражданское место в жизни, пролил жемчужину поэтического слова, привил читателю Сулу, всю жизнь прожил в капасе, горе и беде, и, наконец, погиб, как он сам говорит, был несчастным ребенком своего народа. Когда я говорю:» я не умру, мой тоже не умрет», не значит ли это, что опасности нет, но в конце концов, зная, что грива будет отрезана от шеи? В словах «я не умру», в отличие от гигантского в целом, тоже кроется глубокая правда. Это правда, что общество, которое доминировало более 60 лет, теперь слышно и, наконец, находит продолжение. Поэма и мудрое слово не умрут. — Я не знаю, — сказал Я. — я не знаю, что это такое. Преобразование Казахстана в независимую страну обеспечит свободу каждого отдельного человека.
Судьба поэта.
Читать стихи Магжана Жумабаева было невозможно во времена застоя. Только спустя более полувека произведения легендарного поэта вернулись к своему народу. Из вчерашней истории мы знаем, что чернота обуздала сильный ум, обуздала, забыла родовой путь и затащила в невиновность. Сегодня появилась возможность исправить огромные ошибки прошлого и вернуть духовное богатство в собственность народа.
Жумабаев Магжан Бекенович родился в 1893 году в Полуденовской волости Акмолинского уезда Акмолинской губернии (ныне совхоз «Молодежный» Булаевского района Северо-Казахстанской области). В возрасте четырех лет он узнал письмо от сельского учителя и открыл грамоту, а в 1905 году поступил в медресе в Кызылжаре (ныне Петропавловск), где свободно владел арабским, персидским, турецким языками, учился и преподавал в Стамбуле, был открыт местным интеллигентом из богатой династии Мухамеджаном Бегемевым.
Он сам преподавал историю народов Востока. Магжан Жумабаев закончит это медресе в 1910 году с хорошей успеваемостью. Но, не удовлетворившись этим чтением, он, то есть будущий поэт, осенью 1910 года отправился в Уфу, чтобы поступить в Медресе – Галию со своим односельчанином, писателем-абитуриентом Бекмухамбетом Серкебаевым. Медресе, по степени своей, был совместен с высшим учебным заведением. Магжан познакомится с преподавателем в том же медресе, известным татарским писателем Галымжаном Ибрагимовым, руководителем медресе Салимгереем Жантуриным, земляком, будущим выдающимся писателем Бейимбетом Майлиным.
Признав талант будущего поэта, Галымжан Ибрагимов (автор знакомого многим романа «Қазақ қызы») дает ему советы, говоря, что ему нужно продолжать повышать свои знания. После этого Магжан Жумабаев поступил в Омскую учительскую семинарию, где находился в городе. В 1912 году в Казани был издан первый сборник «Шолпан», в котором много содействовал Галымжан Ибрагимов. Сборник стихов выделяется своей чувственной лирикой, новым выражением в казахской поэзии. Сборник Абая, изданный в Петербурге в 1909 году, в это время стал достоянием общественности. Магжан тоже, конечно, его читал. В семинарии М. Жумабаев познакомится с будущим бойцом акыном Сакеном Сейфуллиным. В преддверии Первой мировой войны Магжан Жумабаев признан состоявшимся поэтом, признанным широкой публикой.его песни бродят по казахской степи. «Слово души»
В своем знаменитом стихотворении поэт воспевает хладнокровие с отцом Бекеном, который категорически против его ухода из» Медресе – Галии » и нежелание участвовать в местном споре, свое недовольство тогдашней публикой. В 1919 году поэт переживает две трагедии; если судьба погибнет от схваток, то через год после Гражданской войны он тоже разорится. Все это накладывает отпечаток на сердце поэта. Поэма «и меня, и смерть, и смерть» родилась в этот момент. В 1912-1914 годах Магжан Жумабаев поднимется на новую грань творчества, прочитав лекцию редактора газеты» Қазақ » тюрколога, общественного деятеля, выдающегося писателя Ахмета Байтурсынова и талантливого, хорошо вооруженного как восточной, так и западной культурой, носителя таланта Миржакипа Дулатова. Магжану посчастливилось получить европейское образование, выучить язык и погрузиться в культуру.
В 1916 году Магжан Жумабаев успешно окончил Омскую учительскую семинарию и вернулся в родной край. Участвовал в создании партии «Алаш» в казахских степях и пережил чешское восстание; позже работал в Акмолинской губернской газете «Знамя свободы». В первой половине двадцатых годов М. Жумабаев занимался творческим продуктивным трудом в Ташкенте. Он работал в газете «Ақжол» в журнале «Шолпан», «сана». Именно в это время была написана знакомая широкой публике поэма «Батыр Баянды».
В 1923-1927 годах Магжан Жумабаев учился в Москве в высшем литературно-художественном институте. В то время Институтом руководил В. Брюсов. В эти годы он глубоко изучает и читает русскую литературу, западноевропейскую литературу. Знакомится с деятелями русской культуры, поддерживает дружеские отношения с большинством. В 1929 году Магжан Жумабаев был осужден на 10 лет по обвинениям в создании подпольной организации «Алқа». По сути, это была официально разрешенная организация по оседлости, известная широкой публике, созданная с согласия представителя Казахской АССР при Сибревкоме.
К сожалению, десятилетняя жизнь поэта, которая длилась с 1929 по 1938 год, нам неизвестна. В 1936 году при вмешательстве М. Горького и Е. Пешковой был освобожден ненадолго, но в 1937 году М. Жумабаев был повторно арестован. А в 1938 году жизнь поэта будет прервана навсегда. В последние годы жизни ничего не писал, а если и писал, то задавался вопросом, куда он пропал. Потому что после поэмы М. Жумабаева «группа квартала», написанной в 1927 году, другие произведения неизвестны. Правда, в годы конфискации, коллективизации, голода после него, конечно, трудно дать творческое вдохновение. Он теперь слышит и понимает крики ложной поэзии того времени. Тем не менее, страдание, страдания, которые он понес, может быть записано поэтом в тетрадь. Но тон М. Жумабаева не слышен после 1927 года. Сам когда-то писал, что в голову поэта пришла затихшая Соловьиная фигура:
- Дарига, прерванная незавершенным псалом, Но ведь сердце осталось пламенем. Что случилось, когда Соловей прервал песню? Что это, поверхность озера шаткая? Поверхность озера жыбыр-жыбыр лягушка: «сад-сад», Сайра теперь как соловей ублюдок! Неизменный закон жизни – Если с одной стороны выйдет Соловей, лягушка выйдет наружу. Если журчащая птица видит лягушку-лягушку, Если бы под присмотром выделили песню лягушки-журавля, Не удивляйтесь, если подумаете – От птицы поэт Соловей умрет молча.
М. Жумабаев с трепетом рассказывает о своем настроении, о прошлом жизненном пути, о великом, уважаемом враге башкирского народа Сайфи Кудаше. Сайфи Кудаш был сослуживцем с М. Жумабаевым в Северном Казахстане на рубеже веков. В 1969 году он написал длинное письмо главам Казахстана о необходимости оправдать Магжана и опубликовать его произведения.
Но онан ничего не добился. «Я считаю и считаю М. Жумабаева поэтом, отличником природы, великим мастером поэзии, – говорит пожилой писатель, — при этом он является достойным последователем и развивающим Пути Абая. В то же время его жизнь, поэтический труд и трагическая судьба переплетаются, как капля родниковой воды, М. Дать одностороннюю оценку произведениям Жумабаева, то есть возвысить его до ранга революционера, борца, или, наоборот, охарактеризовать как злейшего врага советской власти и казахского народа, — это своеобразный, анальный, непоправимый пробел в нашей истории, с другой стороны безответственность отношения к нашему культурному наследию, идущий грубый вид»»
На самом деле, размышляя о том, насколько сложны события и явления жизни 20-х годов, учитывая, что в политическом смысле они многообразны, а то и часто противоположны, становится ясно, что сделать детальный вывод, прийти к определенному общему мнению, выводу с конкретным анализом непросто. Мы четко знаем, что создание Казской АССР в 1920 году, советизация сел, а во второй половине-конфискация богатых, выступления лидеров республики и представителей интеллигенции, разделение национальных границ, особенно вопросы национальной культуры, вызвали волнение ума и сознания. Кроме того, вчерашние друзья, которых облизывали рты, шли друг к другу на лапах, чтобы почернить, сжечь сажу.