Фонтан Анализ Стихотворения

Постижение мира человека путём сопоставления его с миром природы нашло своё специфическое выражение в поэтике тютчевских стихов философского характера. Очень многие из них имеют двухчастную композицию с чётким разделением содержания по строфам. Наиболее отчётливо увидеть эту особенность лирики Тютчева можно в стихотворении "Фонтан".

Тютчев уподобляет фонтан лучу. Кроме точности описания, это сравнение придаёт первой строфе особое звучание, создаёт нужную лирическую напряжённость: ведь в традиционном пейзаже луч света связан со светом небесным (солнце, луна, звёзды) , и его естественная направленность – сверху вниз, от неба к земле. Фонтан – это луч наоборот, он направлен от земли к небу, как бы бросая вызов закону земного тяготения. Это своеобразный вызов небу. И именно за этот вызов, за это упрямство и гордыню он осуждён ниспасть на землю вновь.

Интересен образ "смертный мысли водомёт". "Водомёт" – это устаревший синоним слова "фонтан". В данном случае этот образ следует понимать как человеческий разум. Тютчев уподобляет фонтан разуму. Человеческий разум постоянно работает, как и фонтан, постоянно мыслит. Главные вопросы человека направлены на постижение смысла бытия, Бога, человеческого предназначения, и, наверное, поэтому Тютчев уподобил человеческий разум фонтану.

Вторая строфа намного драматичнее по своей тональности, атмосфера неравной борьбы, дерзкого противостояния исключительно ярко передала лексическим строем стихотворения: рваться – двигаться, преодолевая какие-то преграды, разрывать путы, прорываясь; длань незримо-роковая – неотвратимая, неизбежная, грозящая трагическими последствиями; луч упорный – сопротивляющийся, упирающийся; преломляя - насильственно и безжалостно, бескомпромиссно изменяя направление; уничтожь, свергает – опять подразумевается борьба и насилие. Новый колорит обретает и лексика первой строфы, в особенности такие слова, как "дым пламенеет", "дробится", "клубится", "огнецветная пыль", "ниспасть на землю", "осуждён". Слова, вполне применимые для описания военной баталии.

Развивая содержание стихотворения "Как океан объемлет шар земной... ", можно сказать вслед за поэтом: "Да, человек - бездна, и он соразмерен с бездной вселенной. Но он создан смертным, и все его помыслы и устремления обречены на гибель. Но он не может смириться со своей судьбой и будет всегда спорить с Тем, Кто создал его таким; никогда не примет он своей участи смиренно, каким бы бесплодным и бессмысленным ни был его бунт. И это одна из тайн человека – "закон непостижимый"